Творчасць - гэта пераўтваральная дзейнасць, у выніку якой ствараецца нешта новае. Творчасць з'яўляецца вышэйшай праявай чалавечых здольнасцяў.
Актыўная праца любога гуртка спрыяе выхаванню эстэтычнай культуры і працавітасці навучэнцаў, пашырэнню іх політэхнічнага кругагляду, развіццю здольнасці ўспрымаць і адчуваць прыгожае. Займаючыся ў гуртку, навучэнцы могуць паглыбіць веды і ўменні па цікавай для іх справе і прымяніць у грамадска-карыснай працы ў школе і дома.
Организация кружковой работы
С чего начинать организацию кружка? Дело это совсем не такое простое как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся. У учителя обслуживающего труда есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, поскольку выбор у него очень широкий. Профилей великое множество. Например, «Юная хозяюшка», «Кружок вязания крючком», «Кружок лоскутная мозаика», «Кружок изготовления мягкой игрушки», «Кружок вязания спицами», и так далее. Итак, профилей десятки, а выбрать следует какой-то один. При этом нужно учесть, что во время работы у детей могут возникнуть различные вопросы, иногда совершенно, неординарные, непредвиденные и абсолютно непредсказуемые. А руководитель кружка ни одного такого вопроса не имеет права оставить без квалифицированного ответа. Конечно, при выборе профиля кружка учителю следует считаться не только с субъективными, но и с объективными факторами, одним из которых является материальная база мастерских. Организуя кружок, следует убедиться в наличии необходимого оборудования или возможности его достать.
Учёт интересов учащихся - это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления. Перед учителем стоит труднейшая задача - так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены. Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течении всего занятия. Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятия, разнообразить его. Теоретический материал обычно даѐтся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала. Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приѐмы с учѐтом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года. Постоянно развивая интерес учащихся к занятия, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или в создании новых образцов. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:
1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создаѐт в своѐм воображении образ определѐнной формы. 3. Анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах лоскутной мозаики. Основное место на занятиях отводится практическим работам. Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.
Международная программа «Astor» отмечает следующие качества, необходимые для работы с одарёнными детьми и для развития творчества учащихся:
· Нужно быть доброжелательным и чутким;
· Разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
· Иметь опыт работы со своими собственными детьми или в дошкольных детских учреждениях;
· Иметь высокий уровень интеллектуального развития;
· Иметь широкий круг интересов и умений;
· Иметь живой и активный характер;
· Обладать чувством юмора (но без сарказма);
· Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
· Расположенность к детям, теплота общения с ними.
Общепризнанны следующие творческие методы в преподавании:
· Уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
· Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;
· Создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
· Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками; демонстрация энтузиазма;
· Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.
Творческая работа учителя может быть любого плана. Наиболее характерные варианты:
· Авторская программа регионального, факультативного или основного курса;
· Авторская программа воспитательной работы;
· Пакет дидактических материалов;
· Пакет методических материалов;
· Исследовательская работа.
Любая целенаправленная деятельность предусматривает определённую последовательность действий в целях достижения конкретного результата, а поэтому нуждается в прогнозировании и планировании. Однако в данной ситуации планирование носит весьма специфический характер. Во-первых, до собеседования со своими подопечными педагог не знает, по какой теме и какому направлению они желают работать. Во-вторых, насколько реален замысел ребёнка и насколько велика его заинтересованность довести этот замысел до конца. Поэтому типичное планирование работы заранее педагогом невозможно. Оно может осуществляться совместно с кружковцем только после выяснения его замысла в ходе собеседования. Причём основную роль на первоначальном этапе должен играть сам ребёнок.
Педагогу необходимо уяснить, как, какими средствами и в течении какого времени ребёнок собирается осуществить задуманное и какая ему требуется помощь от педагога. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случает лучше достижения замысла подростка просматриваются не чётко, не определены этапы действия и их очерёдность, педагог не должен навязывать своё видение решения проблемы. Дело в том, что цели и задачи ребёнка и педагога в данной ситуации не совпадают. Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с ребёнком довести его несовершенный замысел до конца, а опираясь на его внутреннюю мотивацию к действиям, стимулировать его самостоятельную деятельность.
Творческая деятельность ребёнка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах, обусловленных мотивацией, порождённой детской фантазией и воображением. В этом направлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности. На то и существуют творческие кружки дополнительного образования, чтобы в дополнение к нескольким теоретическим знаниям способствовать полёту детской мысли в новое, доселе неизвестное.
В заключение - несколько полезных и весёлых советов молодым педагогам - руководителям кружка:
1. Будьте оптимистичными!
2. Не забывайте главного: дети, как и взрослые, существа парадоксальные.
3. Верно то ваше решение, которое противоположно вашим обыденным решениям!
4. Не бойтесь: опытные педагоги уже давно забыли то, что вы ещё помните!
5. Общаясь с родителями, помните, что взрослые - это те же дети, только очень усталые; исходите из принципа, что не родители воспитывают детей, а наоборот.
6. Не рвитесь к карьере, соглашайтесь с администрацией, но делайте так, как сами считаете нужным.
7. Не забывайте: решающее значение имеет первый момент входа в класс, первое знакомство с детьми.
8. Применяйте правило контрастов: если сначала дать детям волю, а потом прижать - они вас невзлюбят, если наоборот - будут вам благодарны.
9. Помните: ваше главное дело - это общение с детьми; умейте испытывать радость от встречи с ними.
10. Не находитесь на глазах у детей без дела.
11. Давайте своё тепло и ласку не «любимчикам», а тем, кому это особенно необходимо.
12. Если сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь.
13. Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении!
14. Учитесь здороваться с детьми - тоном, которым вы говорите «Здравствуй», тоже можно воспитывать.
15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать у ваших подопечных всю подноготную: как они росли, как учатся - это поможет вам в общении с ними.
16. Не смущайтесь своими ошибками - дети, в отличие от нас, всегда прощают нам ошибки.
17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днём и вечером: «Я - отличный педагог, меня все уважают, любят и слушаются».
18. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать.
19. Не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от детей.
20. Умейте быть детьми! Играйте, прыгайте с ними и воспринимайте свою работу с кружком, как продолжение детства!
21. Избегайте:
· Частых моралей и нотаций, выговоров и претензий!
· Ругани, наказаний и угроз!
· Приказов и запретов!
· Нетерпимости и раздражительности!
· Насмешек над детьми, иронии и сарказма!