<article>
Список принадлежностей первокласснику
1. Тетрадь в узкую косую линейку - 3 шт. в обложке.
2. Тетрадь в маленькую клетку – 3 шт. в обложке.
3. Ручки шариковые обычные
4. Карандаши простые
5. Цветные карандаши – 12шт. – 1 коробка.
6. Цветные мелки.
7. Пластилин – 1 коробка.
8. Доска под пластилин.
9. Краски акварельные – 1
10. Гуашь – 1
11. Кисточка – 2 шт. разного размера.
12. Альбом – 2 шт.
13. Стакан – непроливайка.
14. Палитра (для смешивания красок).
15. Цветная бумага – 2 набора.
16. Цветной картон – 2 набора.
17. Клей ПВА.
18. Линейка 15-20 см.
19. Магниты – 1 набор.
20. Ножницы.
21. Книга художественная - 2 шт.
(для детей младшего школьного возраста).
23. Игры – 1 шт. (лото, мозаика, конструктор).
Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу
Каждый ребёнок задаёт себе этот, как ему кажется простой вопрос, но не каждый ребёнок может правильно на него ответить. Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов… А школа – это не только интересные и занимательные вещи и занятия, но и обычные утомительные задания, которые нужно младшему школьнику выполнять. Так что же ждёт ребёнка в школе, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать, какие требования предъявляет современная школа?
В возрасте пяти-семи лет у ребенка формируются психические функции, обеспечивающие впоследствии школьную успешность. Готовность к школе предполагает не только и не столько конкретные знания об окружающем мире, хотя если ребенок дремуче невежествен, то учиться в школе ему будет очень трудно. Не принципиально, на самом деле, умеет ли он считать до десяти прямым и обратным счетом, знает ли времена года и названия месяцев, - хотя все эти знания, разумеется, нужны.
Почему перед школой это не самое главное? Практика показывает, что ребенок, физиологически имея в этом возрасте наглядно-образное мышление, иногда с трудом запоминает формальные вещи, например, ему не всегда легко выучить все двенадцать месяцев и запомнить их "подряд и вразбивку". Учат-учат родители и воспитатели, а от него как от стенки горох. Но вот он пошел в школу и стал ежедневно прописывать дату в тетрадке, да еще и время, когда Каникулы, само запоминается, да и летние месяцы наполняются новым смыслом. Вот и запомнился год, все двенадцать месяцев - информация перестала быть ненужной и чужой, он ее освоил, присвоил, сделал своей. Так что незнание месяцев - не признак неготовности к школе.
Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?
Фонематический слух
Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность.
Психолог вспоминает: "Привели на консультацию девочку. Четвертый класс. Внезапно пошли сплошные двойки по русскому. Я проверила все, что можно было проверить, - не могу нащупать причину, непонятно! Слушаю, смотрю. Вдруг вижу - она в слове лев пишет не в а ф. И тут я стала проверять ее фонематический слух и выяснила, что она не различает мягкости-твердости, звонкости-глухоты. Стало ясно, что плохо учиться по русскому девочка стала из-за того, что в четвертом классе резко возросла нагрузка по скорости и объему. И она, не имея хорошо сформированного фонематического слуха, а пользуясь правилами и памятью, просто не успевала проанализировать то, что пишет, и понять, какие буквы нужно писать".
- А почему раньше у нее были четверки-пятерки?
- В первых классах был низкий темп. И маленькие объемы. Она успевала. Худо-бедно на простых словах и малых объемах справлялась. Недоразвитие было неочевидным, школьный логопед его не отследил.
Чтобы избежать этого, берем книгу Бугрименко и Цукерман "Чтение без принуждения" - там все написано про развитие в игре, в том числе и фонематического слуха, - и с четырех лет начинаем поигрывать. Если книги нет, просто играем словами. По пути в магазин, на прогулке: "Папа пишет" - какие тут п? "Рыбка-ребенок" - какие р? "Ласковый лев" - какие л? И придумывайте, придумывайте сами любые игры со словами, которые дадут вслушаться в звуки, вчувствоваться в них!
Чувство величины
Опять-таки пример из практики психолога. "Девочка учится в третьем классе хорошей гимназии, но вдруг ни с того ни с сего начинает получать двойки по математике. За все контрольные подряд. Явно у ребенка что-то не складывается. Проверяю. Выясняется - девочка не понимает, что такое величина, она оперирует с цифрами, но у нее нет внутреннего чувства, что за каждой цифрой стоит величина. Она не могла разделить полоску бумаги на равные части, не догадалась сложить пополам, а потом разрезать. А научившись с моей подсказкой складывать полоску пополам, не смогла сложить из нее четыре равные бумажки - она не понимала, что для этого полоску нужно просто перегнуть еще раз".
Ребенок нормальный, она просто не чувствует, что именно стоит за цифрами. А это чувство должно сложиться к семи годам обязательно. "Принесли в класс десять тетрадей и пять раздали ученикам", и нужно почувствовать, что пять - не само по себе некое число, не независимая переменная, а половина от десяти. Что количество литров в бутылке не зависит от формы емкости - и в кастрюле и в бутылке одно количество.
- Меня бабушка в детстве периодически спрашивала, что тяжелее, пуд сена или пуд железа.
- Вот-вот, это тоже относится к инварианту величины. Почаще задавать детям такие задачки - и все будет с математикой в порядке.
Суть числа, цифры, веса хорошо помогает понять обычное взвешивание. Но не на электронных весах, которые только и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет картошки - и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно эти, а не другие? Непонятно. А обычные весы делают понятным, что такое "взвесить". Килограмм яблок уравновешивает килограммовая гиря. И объяснять не надо. И так видно. Хорошо иметь дома аптечные весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100 граммов в стакан не влезет, а 100 граммов гречки поместились. Что кусок пластилина, взвешенный на весах, один и тот же по весу, и если мы его сделаем лепешечкой, и если шариком. Тут не нужны объяснения, это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое, а вода прозрачная.
Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть попереливает из одной в другую и убедится, что стакан воды - он в любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на половинки, четвертинки, трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.
Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия не только дают возможность нормально усваивать и понимать математику, но и развивают речь: "Половина, осьмушка, натрое". Все начинается просто:
Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
эта долька для стрижа...
А для волка кожура.
А став взрослым, человек с чутким к родной речи слухом сможет уловить подлинный смысл, например, вот этого стихотворения Новеллы Матвеевой:
Я, говорит, не воин,
Я, говорит, раздвоен,
Я, говорит, расстроен,
Расчетверен,
Распят!..
Последовательность изложения мыслей
"Приходит ко мне мальчик-первоклассник. Беседуем дружески, неспешно. Обсуждаем задачу из его учебника: "На полке было десять книг, пять сняли, сколько осталось? " Спрашиваю его, про что задача. Отвечает: про книги. Что значит про книги? Разве задача про то, какие там книги стояли на полке, фантастика, сказки, комиксы? Нет. Еще раз - про что задача? Говорит, про полку. Уточняю: раз про полку, то, наверное, в задаче говорится, что полка металлическая или из дерева, крашеная белой или черной краской? Нет. С третьего раза он догадался: задача про количество книг".
Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета. В математике, например. Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно понимать, о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось умение последовательно излагать текст.
Ориентация в пространстве
В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство - это математика, это геометрия.
Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на левую полотенце. И нужно обязательно знать, что левее - это еще сильнее влево, а правее - еще чуточку вправо. Попросите ребенка: "Поставь поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник справится.
(К слову сказать, со сравнительными степенями вообще беда! Это хотя и не всегда относится к пространственным понятиям, но всегда к понятиям, нужным и в обиходе, и в школе. Вот, например, вы не обращали внимания, как дети играют в "холодно-горячо"? Кажется, нет игры проще. Однако послушаем, как наш ребенок говорит? "Теплее", или только "Тепло, тепло, тепло!" В наши дни положение просто катастрофическое. Редкие дети подготовительной группы детсада владеют сравнительной степенью. Ближе-дальше. Узко, уже, узенько. Горячо, горячее, горячее, кипяток!)
База для развития пространственного мышления, ориентации в пространстве - полноценная крупная моторика. В первую очередь детям нужно много двигаться, играть в подвижные игры. Он должен глазом чувствовать расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, нужное, чтобы бросить с определенной силой, добросить на нужное расстояние, попасть в цель. Он должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше, чтобы дойти до цели. А если маленькие - то больше.
- Дорогой психолог, вы не преувеличиваете? Такая очевидность! Это наверняка ясно и дошкольникам.
- Вы ошибаетесь. У меня в группе подготовишек в этом году ни один не смог сразу пройти ковер ровно за шесть шагов. Они выстраивались в очередь. И у них ничего не получалось, пока одна девочка не сообразила, что нужно регулировать длину шага. И все с восторгом зашагали по ковру, и у всех получалось за шесть шагов. Потом им предложили пройти за десять, и начались новые мучения. И снова не сразу, но кто-то догадался. А затем попросили пройти ковер за два шага. Дети растерялись. Встали. Загрустили. И кто-то вдруг спросил: "А прыгать можно?" Это было открытие.
Нужно сказать, что здесь действовала группа. При хорошем психологе, воспитателе или умном папе (или маме) группа способна на большее, чем один ребенок. В ней действует некий коллективный разум. Кто-то что-то соображает, и это становится общим знанием.
Нам только кажется, что дети умеют шагать и широко и маленькими шажками. Не умеют. Они не играют в "штандер", где нужно достичь убегавшего за столько-то шагов, в лапту, когда надо увернуться от мяча, в "расшибалочки", где можно сплутовать, измеряя расстояние до монетки чуть сдвинув или посильнее растопырив пальцы.
Пару десятилетий назад в каждом дворе погожим днем крутили скакалку, туда надо было вовремя прыгнуть и выскочить. Стоишь, готовишься, вот попал в резонанс, вбежал под веревку, вот уже прыгаешь. Несколько прыжков - за тобой очередь! - и снова подхватил ритм, выскочил. Скакалка развивает ритм, а ритм - это и слово, и умение приспособиться к миру, гармонизировать себя. Ритм - это первичные вибрации, которые лежат в основе всего сущего. Ребенок, который не чувствует ритма, не может его отбить - как он узнает слоги? Никак. Значит, не проверит перенос слов, не найдет проверочные слова, которые тоже ищут через слоги. Мы в детстве - все! - прыгали на скакалке. Поэтому у нас не было такой тотальной безграмотности, какая царит сейчас. И еще мы читали книжки. Но это уже другая история...
Интеллект с пяти до семи
Развитие ребенка с пяти до семи очень важно потому, что после семи лет формирование основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе и в жизни, заканчивается. И если в этот период что-либо не формируется, то после семи лет нужно приложить в пять раз больше усилий, чтобы добрать недобранное, причем с неизвестным результатом - то ли получится, то ли нет, бабушка надвое сказала.
В этом смысле роль взрослых в старшем дошкольном возрасте - в том, чтобы, живя вместе с ребенком, предоставить ему всю полноту жизни. Да, покупать развивающие игры, да, шить тряпочные куклы. Да, бегать взапуски и учить играть в пристеночек и в футбол. И варить вместе суп. Но об этом чуть ниже.
Конечно, и целенаправленно обучать - тоже. Именно после пяти (не до! до пяти на пользу идут только сказки и игры, колыбельные и игрушки!). После пяти ребенку нравится думать, корпеть над конструктором, решать шахматную задачу. И вот тут недогрузить его было бы обидно. После пяти хороши даже не очень удачные занятия в группах.
Не "развивать функции", а жить вместе
Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового к школе? Для этого требуется совместное полноценное житие. Потому что развивать конкретные функции - это вовсе не значит нанимать гувернера или проводить развивающие занятия. Если ребенок живет вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи - залог его полноценного развития. Мы можем заниматься вместе с детьми чем угодно, хоть веники вязать, - и это будет их развивать. Потому что по ходу дела мы обсудим, что вот эти хворостинки гибкие, а эти жесткие, эти длиннее, а эти короче. Что веники сегодня какие-то буроватые, в отличие от сделанных пару дней назад, те были желтыми. Что сегодня связали пятнадцать веников, а завтра нужно сделать больше. Что закончить пока нельзя, потому что еще не довели дело до конца. И вместе уберем рабочее место. И наточим нож для завтрашней работы.
То же самое происходит, когда мы готовим обед. Еще совсем маленького, трехлетнего, мы попросим подать нам три луковицы: "Нет, ты дал две. Нужно еще одну". И попросим принести с полки чашку, ту, которая стоит справа. И положим в пирог двести граммов масла и двести же граммов муки, и обрадуемся вместе, что вес-то у них одинаковый, хотя объем они занимают разный.
То же самое - когда мама, например, занимается кукольным театром. Ставит пьесы в кружке "Умелые пальчики". Сначала она (и ребенок вместе с ней!) выбирает пьесу, они ее читают, обдумывают - годится? не годится? Потом придумывают и клеют-шьют декорации, кукол, потом репетируют...
Нет никакой разницы, чем именно занимаются родители. Важно, чтобы они занимались этим вместе с детьми. Потому что ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе делают любые домашние или недомашние дела - обязательно будет у нас нормально развит. Достаточно строить с ним вместе из кубиков, запускать машинки, готовить обед и членам семьи и куклам, шуршать листьями в осеннем парке, разглядывать жучков на веточке, кататься на велосипеде... Жить.
И никакое дополнительное "развитие" и "подготовка" ему к поступлению в школу не нужны. Для развития ребенка совершенно безразлично, что именно брать за основу. Его психические функции можно нагрузить на любом материале, посредством любого занятия.
- Дорогой психолог, но ведь страшно же! А если мы что-то упустили? Развитие какого-либо навыка или функции?
- Не бойтесь. Нужный навык он сможет образовать в школе, если это понадобится. А все функции у такого ребенка обязательно будут развиты нормально.
Часто родители жалуются на дефицит времени. Действительно, все мы устаем на работе. Многие мамы работают, причем подолгу. Приходят домой поздно. Спорить с этим трудно. Да, если жизнь семьи складывается так, то приходится считаться с реальностью. Хотелось бы только обратить внимание на то, что устают все родители. Всегда. Воспитывать детей - это большая нагрузка. Поэтому при хронической усталости и занятости родителей есть два пути.
Путь первый - преодоление себя. В этом случае мы отлагаем свою усталость, лень, желание отдохнуть и расслабиться - и, придя домой, начинаем совместную жизнь с ребенком. Вопреки усталости и нежеланию. Дело в том, что крайне важно даже не количество, а качество общения. Тем важнее это, когда времени и сил в обрез.
Что это такое? Вот вы увидели на прогулке незнакомый цветок.
- Папа, что это? Колокольчик?
- Нет, не колокольчик точно. А что - я не знаю. Придем домой, посмотрим.
Так вот, придя домой, обязательно - не забыв, без напоминаний ребенка! - посмотрите, что это был за цветок. В Интернете, в справочнике растений средней полосы, еще где-то. Разумеется, для этого нужно иметь источники информации. Сколько времени займет такое выяснение? Пять минут, пятнадцать? Не больше. Это совсем недолго и малоутомительно, согласитесь. Но польза для развития ребенка огромна. Дело даже не в том, что он узнает название конкретного цветочка, получит ответ на какой-то вопрос. Главное - что он увидит, как именно нужно добывать информацию и возьмет этот метод на вооружение. Или не возьмет. Но вы свое дело - сделали. Показали. Раз, другой, третий. Вы дали ребенку возможность, вот что главное. И начали своими действиями формировать стереотип его поведения. В данном случае этот стереотип следующий - если я чего-то не знаю, то нужно посмотреть в книге или еще где-либо. Это и есть развитие.
Второй путь - оплачивать работу специалистов. Няни, гувернантки, психолога, логопеда. Если родители осознанно не готовы заниматься своими детьми, а лишь собственными делами и работой, то функцию развития, образования выполняют специально обученные люди, профессионалы. Нет у меня времени, желания, нет уверенности, что я - мама или папа - сделаю это хорошо, нет сил заниматься своим ребенком, - я поручаю его человеку, которому доверяю. Этот способ имеет свои подводные камни и часто приводит к разочарованиям. Однако нередки и удачи. Родители должны понять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзией, что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян - пожалуйста, сколько угодно. Но культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают.
Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника
- Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)»
2. Определите общие интересы. Это могут быть познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть «в солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейных пороков.
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему денег на мороженое, сравнив при этом цену на него и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже воспитателя или учителя, отвечайте: «Спасибо, мы дома, обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты можешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
5. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого и наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером.
7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время чаще прибегайте к справочной литературе («Давай вместе посмотрим в словаре, энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладости.
10. Не стройте ваши взаимоотношения на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к нему в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если …, то …» (если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор), это пагубно влияет на воспитание личности – ребенок принимает позицию «ты – мне, я – тебе».
Мой ребёнок первоклассник
Советы родителям первоклассников
- Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребёнком те правила и правила, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с ребёнком распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
- Учение—это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры.
- Никогда не отправляйте ребёнка одновременно а первый класс и какую-то секцию или кружок, поскольку начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7 летних детей.
Первый раз - в первый класс!
…В общем, особенности условий существования первоклассника не очень отличаются от детского сада: пока каждый во многом предоставлен сам себе. Класс в смысле общения однороден - начало будущих "группировок", как правило, закладывается где-то в начале второго класса, когда детишки присмотрятся друг к другу. Но что следует отметить именно в первом классе - то, что достаточно высока зависимость учеников от взрослого, а точнее - от учителя, большая, чем в детском саду: в садике как минимум два воспитателя, а в первом классе школы ребенок находится под влиянием одного педагога, нередко буквально "замыкаясь" на этой личности. Сколько угодно примеров, когда первоклассник так и сыплет дома: "Анна Петровна сказала… Марья Ивановна велела…" и тому подобное. Поэтому здесь очень многое зависит от умения учителя, если хотите, не воспользоваться (пусть даже бессознательно) в своих интересах этой зависимостью, точнее, направить ее в нужное для обучения русло. А родителям стоит не вскипать бессмысленной ревностью, а попробовать хотя бы на этом примере формировать у ребенка здоровый скепсис (строго говоря, делать это лучше начать еще до школы): разумеется, не игнорировать и не высмеивать распоряжения учительницы, а предложить ребенку выполнять их не слепо, а рассуждая, - чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель того или иного распоряжения.
Где-то в конце первого - в начале второго класса ребята начинают выделять среди одноклассников тех, с кем бы им хотелось дружить и общаться. Но пока дружба происходит по "территориальному признаку": не умея еще выделить себе друзей по интересам, по духу и увлечениям (в этом нет ничего страшного, это придет позже), детишки общаются наиболее тесно с тем, с кем рядом живут: они начинают бегать вместе в школу и домой (в общем это неплохо в первую очередь в смысле безопасности), иногда вместе делают уроки или просто ходят гулять в один и тот же двор. При этом поначалу как бы нет различий по половому признаку - девочка вполне может так дружить с соседом-мальчиком. А мальчик, соответственно - с девочкой. А вот где-то классу к третьему уже появляются первые признаки "великого противостояния полов" - которое остается в школе в общем-то класса до восьмого.
Еще одно новое (во многом) понятие в школе - это личная собственность. В общем, это понятие есть и в садике. Только там оно не очень акцентируется: шкафчики в саду не запираются, игрушки все общие (даже те, которые приносят дети в группу из дома, тоже на время пребывания в саду часто считаются доступными для всех, что по сути верно). А в школе у ребенка появляется свой портфель (с замком), но нет шкафчика. На этом фоне иногда проявляются особенности поведения, которые ошибочно расцениваются порой как детская клептомания: иной ребенок может в раздевалке заглянуть в карманы пальто другого ребенка или в его портфель, взять без спроса с чужой парты карандаш или ластик. Здесь, прежде чем клеймить ребенка или тащить его сразу к детскому психиатру, присмотритесь, что стоит за таким поведением? Возможно, это просто смесь из вседозволенности, предоставленной ему дома, и неумения различать свою и чужую собственность. Фактически это почва для развития не клептомании, а сознательного криминального поведения, но тем не менее скорректировать это поведение на ранней стадии гораздо проще. Вообще, понятие "собственность" тоже входит в подготовку к школе! И уж если совсем точно - то уважение как к чужой, так и к своей собственности начинается в семье.
Кстати, иногда первоклассник носит с собой в портфеле игрушки. Как к этому относиться? Спокойно. Если хотите, игрушка из дома - это "помощник" в адаптации ребенка к новым условиям (ребенок как бы носит с собой "часть своего дома"). И запрещать делать это - худший способ! Если пресекать это с позиции силы - таскание игрушки, только втайне, затянется класса до пятого, как и общая дезадаптация и инфантильность. Если же это не запрещать - возня с игрушкой, как правило, завершается ко 2-3 классу. Но если ребенок все равно продолжает совать в портфель любимого зайца, будучи уже "школьником со стажем" - это сигнал для родителей: присмотритесь, все ли у ребенка в порядке в школе, как он там живет, что у него за проблемы?
Еще одна повальная особенность начальной школы - страсть к обмену. Когда появляется табу на то, чтобы брать чужое, когда понятие частной и личной собственности становится одним из определяющих, у детей появляется желание повладеть желанной, но недоступной вещью хотя бы на время. А то и предложить взамен что-то из своего имущества. Но при этом еще неизвестно, что увлекает больше - азарт все-таки выклянчить понравившуюся вещицу или сам процесс обмена. В общем-то проблема стара как мир: еще у Марка Твена упоминалось, как мальчишки меняли какой-нибудь перочинный ножик на дохлую крысу и так далее. Суть явления, в общем-то, не изменилась, и вроде бы это дело самих детей, какие черепки на какие фантики они меняют - если это для них представляет ценность. Но в том-то и проблема, что в обмене зачастую участвуют обычные вещи, имеющие ценность денежную, и порой немалую… Понятно, что стоимость материальная и фактическая в глазах ребенка - вещи нередко разные. Вообще-то дети, как правило, при обмене думают не о наживе, а руководствуются своей системой ценностей. Но тем не менее родителям, отпрыск которых поменял, скажем, дорогие часы на переводную картинку, от этого не легче… Понятно, что полностью оградить детей от такого обмена, в том числе неравноценного материально, невозможно. Как быть?
- Все же не приобретать ребенку по возможности дорогих вещей, хотя бы до того времени, пока он не научится оценивать их реальную ценность. Покупать ребенку только те вещи, которые действительно нужны ему самому, которые ему удобны, для него функциональны и которые он сам себе даже выбрал! (Кстати, в примере про часы мальчик сменял дорогую вещь только потому, что часы ему достаточно сильно натирали руку. И он просто порадовался возможности от них избавиться - сколько бы они ни стоили. А перестать их носить он не мог, потому что мама настаивала на том, чтобы "сын учился ценить время" , но не поинтересовалась тем, удобно ли сыну носить часы…)
- Сообщите детям, что хоть у них появилась их личная собственность, но как говорится - "в долевом участии". Иными словами, - в ту вещь, которая стала твоей, все-таки вложен труд и твоих родителей (пока ты сам не зарабатываешь денег). И если ты решил что-то поменять, попробуй вначале - не получить у них разрешение, а хотя бы просто проконсультироваться относительно реальной цены этой вещи. Кстати, уважаемые родители, и вы пойдите иной раз ребенку навстречу: если он хочет получить взамен ценную для него вещь (которую к тому же нельзя купить, какую-нибудь находку, к примеру) - подумайте, может быть, и стоит разрешить обмен? А если предназначенное к обмену ваше имущество очень ценное в материальном плане - предложите ребенку что-то другое для обмена в качестве альтернативы.
- Также дайте понять ребенку, что гарантируя товарищу обмен, он тоже не вправе обеспечивать сделку только своим словом; и если он обещает, а родители не согласятся, то ему придется брать свое слово назад. И чтобы ему не прослыть обманщиком, не стоит давать слово там, где не все зависит от тебя (это касается и многих других ситуаций, не только обмена…)
- Признавайте при этом за ребенком право полностью и безоговорочно распоряжаться вещами, которые он нашел (если это не столь ценная потеря, что необходимо искать хозяина) или сделал сам. Этим добром он может меняться сколько угодно, и сам решать, на что именно.
- И последнее: не факт, что ваш ребенок именно отдаст в обмен дорогую вещь: он может ее и получить. А потом вам не избежать скандала с родителями "владельца" имущества - хоть вы как бы и не специально организовали этот обмен. Поэтому, конечно, не стоит обыскивать портфель ребенка (этого вообще не стоит делать никогда, если не хотите навсегда потерять доверие потомка), но если у сына или дочери появилась какая-то незнакомая вам вещица, поинтересуйтесь - откуда? И если вы провели с ребенком подготовку заранее, разговор на эту тему гарантированно пройдет не в тоне допроса, а в тоне заинтересованной беседы…
А главное - расскажите ребенку, что даже за самую дорогую вещь сложно купить дружбу - скорее таким образом он даст окружающим возможность тянуть с него все больше и больше, что может перерасти в открытый рэкет (разумеется, если ценную вещь у вашего ребенка не выменивают, а вымогают, это уже история другая. И здесь следует вмешаться уже более осмотрительно!) Вообще нередко дети именно с помощью раздачи дорогих вещей пытаются завоевать признание в классе, заинтересовать других детей своей персоной. Но понятно, что таким образом надолго влияния не приобрести. И если ваш ребенок пытается действовать в этом направлении - вам стоит обратить внимание на его проблемы в коллективе, на то место, которое он там занял и на его самооценку в принципе!
Тесты и упражнения для будущих первоклассников
Тест для будущих первоклассников:
- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
ВНИМАНИЕ! Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.
Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает
1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе
Упражнение на развитие произвольного внимания
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания
Упражнение на развитие наблюдательности
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.
<blockquote>
<font size="2"><font color="#0000ff">Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?</font>
Ø Не обязательно.
Ø Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).
Ø Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.</font>
<font size="2">Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?
Ø Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине каждого урока проводятся 1-2 физкультурные минутки.
Как организуется досуг первоклассников после уроков?
Ø В школе имеются кружки, спортивные секции, другие виды развивающей деятельности (бесплатные и на платной основе).</font>
<font size="2"><font color="#0000ff">Можно ли носить в школу мобильный телефон?</font>
Ø В нашей школе запрещено пользование мобильным телефоном на уроке.
Ø Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру.
Ø Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.
Почему учителя не ставят оценки в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка?
Ø В 1 классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
Ø В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.</font>
<font size="2"><font color="#0000ff">Как правильно организовать дома рабочее место ученика?</font>
Ø Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребенок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.
Ø Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону - основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.
Ø Можно купить первокласснику парту и стул с регулирующейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.
Ø Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте 1м - 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, я высота сиденья стула - 26 см. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.
Дети часто ссорятся по любому поводу. Что делать?
Ø Вопрос конфликтов в отношении между людьми самый не простой и касается не только детей. К сожалению, вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Родители просто запрещают ребёнку дружить с товарищем. Это необходимо лишь в самом крайнем случае, когда понятие дружба уже не соответствует сложившимся отношениям.
Ø Если взрослым не известны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны (иногда их бывает и больше), не давая оценки детским поступкам до тех пор, пока ситуация не проясниться. В любом случае в ссоре чаще всего виноваты сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс. Умению общаться вам придётся учить ребёнка ещё очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша признавать свои ошибки, начиная со слов “ Я виноват…”.</font>
<font size="2"><font color="#0000ff">Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?</font>
Ø Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.
Ø Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки.
Ø Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.
Ø Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.
Ø Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.</font>
<font size="2">С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?
Ø Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Ø Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.</font>