-
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь
-
Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года
-
ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ государственного учреждения образования «Заболотская средняя школа имени Е.Н.Карпенкова» на 2022/2023 учебный год
Основные термины и их определения:
- база данных – совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях;
- банк данных – организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими;
- дистанционная форма получения образования – вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий;
- доступ к информации – возможность получения информации и пользования ею;
- информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий создание предпосылок для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений;
- информационно-коммуникационная инфраструктура – совокупность технических и программных средств, коммуникаций, персонала, технологий, стандартов и протоколов, обеспечивающих создание, передачу, обработку, использование, хранение, защиту и уничтожение информации;
- информационная среда – совокупность условий, технических, программных и иных средств, обеспечивающих создание, хранение, обработку и передачу информации. Информационная среда включает в себя информационное пространство, дополняя информационные ресурсы и инфраструктуру политическими, экономическими, социальными, культурными и другими условиями, влияющими на информационные процессы;
- информационно-коммуникационная технология (ИКТ) – совокупность информационных технологий и технологий электросвязи, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение, отображение и использование информации в интересах ее пользователей;
- информационное общество – современный этап развития цивилизации, отличающийся доминирующей ролью знаний и информации во всех сферах жизнедеятельности общества, решающим воздействием информационно-коммуникационных технологий на образ жизни людей, их образование и работу, а также на взаимодействие государства и гражданского общества;
- информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах;
- информационная система – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств;
- мультимедиа технология – взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения;
- «облачная» технология – технология, предполагающая удаленную обработку и хранение данных, в которой вычислительные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. «Облачная» технология предполагает повсеместный и удобный сетевой доступ к конфигурируемым вычислительным и информационным ресурсам (сетям передачи данных, серверам, базам данных, приложениям, сервисам), которые могут быть предоставлены и освобождены по требованию пользователя с минимальными эксплуатационными издержками;
- центр обработки данных (ЦОД) – программно-аппаратный комплекс, созданный на базе средств вычислительной техники и иного оборудования, предназначенный для сбора, обработки, предоставления доступа к информации и для ее передачи. Основное назначение ЦОД – обеспечение гарантированной безотказной работы установленных в нем информационных систем с заданными уровнями доступности, надежности, безопасности и управляемости;
- электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность;
- электронный документооборот – движение электронных документов, минимизирующее или исключающее работу с документами в «бумажном» виде;
- электронное обучение – ориентированный на обучающихся подход к использованию мультимедийных технологий и интернет для улучшения качества обучения путем облегчения доступа к ресурсам и услугам, а также к удаленному информационному обмену и взаимодействию;
- электронный образовательный ресурс – электронный ресурс, используемый в образовательных целях;
- электронный ресурс – информационный ресурс, предназначенный для хранения и обработки информации в компьютерных системах (информационный ресурс, представленный в цифровом формате);
- электронное средство обучения – программно-методическое обеспечение для использования обучающимися в образовательном процессе по конкретному учебному предмету образовательной области на всех этапах образовательного процесса;
- электронная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации, осуществляемая с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники;
- электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения целостности и подлинности электронного документа;
- электронный учебник (электронное учебное пособие) – электронное учебное издание, содержащее систематизированное изложение учебного предмета (учебной дисциплины), части учебного предмета (учебной дисциплины), образовательной области, темы учебного предмета (учебной дисциплины), соответствующее учебной программе.
Основными целями информатизации системы образования Республики Беларусь на современном этапе являются:
– создание для населения равных возможностей получения качественных образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов вне зависимости от места проживания и обучения с использованием современных ИКТ;
– формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи:
– обеспечение доступности качественных образовательных ресурсов и услуг;
– эффективное вовлечение в образовательный процесс всего многообразия средств информатизации, как в учреждении образования, так и дома;
– развитие у обучающихся мотивации к получению знаний, непрерывному самообразованию посредством использования современных ИКТ.