Камар Лілія Хіпольдаўна,настаўнік-дэфектолаг |
Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.
Данная форма обучения не является обязательной и организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с ОПФР.
Цель интегрированного обучения:
- способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
- выявление детей, испытывающих трудности в овладении образовательной программой;
- освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
- проведение коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
- исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
- формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
- формирование позитивно ориентированной личности;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка
Зачисление ребенка в интегрированный класс, группу осуществляется на основании следующих документов:
- приказа руководителя общеобразовательного учреждения;
- заявления законных представителей;
- свидетельства о рождении ребенка (предъявляется при зачислении);
- заключения ЦКРОиР с рекомендациями об организации образовательного процесса;
- согласия законных представителей ребенка с заключением ЦКРОиР;
- медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья ребенка.
В государственном учреждении образования "Заболотская средняя школа имени Е.Н.Карпенкова" интегрированное обучение и воспитание организовано для следующих групп детей:
- с интеллектуальной недостаточностью;
- с трудностями в обучении;
- с тяжёлыми нарушениями речи.
ПАМЯТКА
по работе с учащимися с особенностями психофизического развития
Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
- Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
- Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
- Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить
РАБОТА НА УРОКЕ
- задания для детей с опфр должны носить конкретный практический характер;
- задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;
- новый материал нужно давать порциями;
- обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;
- в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)
- наиболее сложная информация должна даваться ученику с опфр в период его наибольшей работоспособности на уроке
Психолого-педагогические рекомендации
по организации оценочных ситуаций в учебном процессе
- оценка ученикам с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок
- значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с опфр благоприятного психологического климата на уроке, т.к. цель интегрированного обучения – социализация детей с опфр, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия
- сравнивать успехи ребёнка с опфр можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается
- поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче
Методические материалы:
- Сенсорное воспитание – основа умственного развития ребенка
- Формирование элементарных математических представлений (разработки уроков)
- Коррекционное занятие по формированию эмоционально-волевой сферы “Мы и мир наших эмоций”
- Рекомендации учителям - предметникам интегрированных классов
- Коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности
- Дидактический материал для развития логического мышления
- Развитие мышления
- Ребусы
- Упражнения на развитие памяти
- Развитие памяти младших школьников, подростков
- Использование пословиц в начальной школе
- Карточки по грамматике. Развитие речи
- Пословицы в иллюстрациях
- Развитие внимания. Анаграмма. Вариант 1
- Развитие внимания. Анаграмма. Вариант 2
- Развитие внимания. Филворд. Геометрические понятия
- Развитие внимания. Филворд. Имена девочек
- Развитие внимания. Филворд. Имена мальчиков
- Развитие внимания. Филворд. Названия цветов
- Развитие внимания. Названия профессий (большой вариант)
- Развитие внимания. Закрась нужное 1
- Развитие внимания. Закрась нужное 2
- Работа над текстом на уроках чтения
- Занимательные задания для развития навыков чтения
- Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Геометрические фигуры